Должники останутся без прав

28 января 2015 г. 6 1017 Дмитрий Стоян
Должники останутся без прав
Временное лишение водительских прав появится в России в качестве меры наказания для должников, имеющих непогашенные обязательства по штрафам, налогам или алиментам. Пока должники ограничены в выезде за границы, но подобная мера эффективна только для небольшой части общества. В тоже время количество должников по стране насчитывает более миллиона граждан.

Новый проект закона в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе и уже прошел процедуру первого чтения. Предусматривается, что права можно будет изымать только у тех граждан, кто имеет задолженность более 10 тысяч рублей, и не является инвалидом (имеет инвалидов на иждивении). Кроме того, лишать прав будут запрещено лиц, для которых автомобиль выступает в качестве основного средства заработка.

Постановления на конфискацию прав будут выносить приставы. После получения подобного уведомления от владельца прав требуется сдать их в течение пятидневного периода. Невыполнение предписаний ведет к дополнительной материальной ответственности, обязательному штрафу в 2,5 тысячи рублей и штрафу в 30 тысяч в случае, если должник будет задержан сотрудниками ГИБДД за управлением автомобилем.

Возвратить права водителю должны после оплаты долга. Для этого достаточно обратиться с заявлением в службу судебных приставов, приложив копию квитанции, подтверждающей оплату. Выдача прав по закону осуществляется в день обращения человека.

По статистике в категорию должников в настоящее время входит около 450 тысяч водителей, и все они в ближайшее время окажутся без водительских прав, если не оплатят алименты и другие задолженности.

Конечно, думается, предложенное средство вполне эффективно для четко отлаженной системы. Но, учитывая, наши современные реалии, лично я не исключаю целой череды возможных перегибов. Например, несложно представить ситуацию, когда гражданина могут лишить прав по уже оплаченному долгу в силу каких-то ошибок либо иных объективных причин. В настоящее время аресты банковских "зарплатных" карт, осуществляемые приставами, лишают гражданина-должника возможности снять со счета даже 50% заработка. Формально, арест счета вроде бы правомерен, но он не позволяет получить гарантированную законом часть заработной платы, необходимую должнику для жизни. Может быть, следует существенно поднять порог задолженности, который позволит лишать должников водительских прав? Уж очень несолидной выглядит сумма в 10000 рублей. Представляется, давно назрел вопрос оптимизации деятельности самих приставов-исполнителей, повышения их эффективности, налаживания жесткого контроля за их действиями (бездействием), учета и распределения нагрузки на каждого отдельно взятого чиновника.

Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА") Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА")

Что же это за такой период эволюции общности людей, при котором самым эффективным массовым наказанием, за право применения которого бьются все ведомства, является лишение прав управления автотранспортным средством? Остановиться, оглянуться...

Павлова Елена (Блогер, врач общей практики, нутрициолог, Доктор Елена Павлова) Павлова Елена (Блогер, врач общей практики, нутрициолог, Доктор Елена Павлова)

Подобные меры могут оказаться, действующим методом по возвращении долгов, так как большинство заемщиков берут кредиты не обдуманно, по воле желания.

Ограничения подобного рода смогут заставить задуматься многих над тем, реально нужен ли тебе этот кредит и как ты будешь его отдавать.

Машина для многих не только транспорт для передвижения, но и рабочий инструмент, поэтому лишение прав за неуплату послужит еще одним моментов для того, чтобы не брать деньги в кредит или чтобы найти доп. работу и выплатить долг.

Аржанников Алексей (юрист, «Холдинг «Люди Дела») Аржанников Алексей (юрист, «Холдинг «Люди Дела»)

Государство прилагает всё больше усилий для того, чтобы разными способами мотивировать должников погашать имеющуюся у них задолженность. В настоящее время немало граждан являются должниками, причём бóльшая часть их – это «умышленные должники», то есть те, которые имеют денежные средства, но, тем не менее, осознанно не выплачивают долги (это подавляющее большинство должников по алиментам, перед ЖКХ, должников по транспортному и иным имущественным налогам). Соответственно, такую категорию должников необходимо дополнительно мотивировать исполнять свои долговые обязательства.

Однако предложение лишать должников водительских прав выглядит чрезмерно радикальным и неразумным, хотя бы потому что для довольно большого количества граждан автомобиль (как и право управлять им) является единственным способом заработка (либо существенным подспорьем в заработке). Соответственно такие должники, вместе с утратой права управлять автомобилем, лишатся также возможности зарабатывать и погашать долг. Плюс ко всему возникают вопросы относительно конституционности (законности) введения такой меры стимулирования должников.

Предложение некоторых лиц серьёзнее ужесточить ответственность, например, путём введения для должников наказания в виде лишения свободы, также не является конструктивным и разумным. Долговые тюрьмы (долговые ямы) – это атавизм, пережиток прошлого.

Стоит отметить, что законодательством предусмотрен довольно понятный алгоритм взыскания долгов с неплательщиков (арест и реализация имущества, предъявление исполнительного листа по месту работы должника, по месту открытия банковского счёта и т.п.), однако судебные приставы по каким-то причинам (официальная причина – высокая загруженность, но чем они там занимаются, если подавляющее большинство долгов так и не взыскивается?) не реализуют в полной мере предоставленные им рычаги воздействия на должников и способы взыскания.

Считаю, что государство в первую очередь должно реанимировать и реформировать службу судебных приставов, чтобы данное ведомство надлежащим образом работало и выполняло свои функции, а после разрабатывать законные и экономически обоснованные способы побуждения должников оплатить имеющуюся у них задолженность. В противном случае нас ждёт ситуация, при которой в отношении должников будет предусмотрен целый перечень наказаний за задержку оплаты долга (запрет на вылет за границу, лишение водительских прав, высокие исполнительные сборы), однако ввиду нерасторопности и некомпетентности сотрудников ФССП данные виды наказания будут налагаться на ограниченное (либо выборочное) число должников, что породит социальную напряжённость и не будет способствовать реальному увеличению возврата (оплаты) долгов.

Волосов Дмитрий (Управляющий партнер, Ценные Бумаги Консалтинг) Волосов Дмитрий (Управляющий партнер, Ценные Бумаги Консалтинг)

Есть такая категория должников, которые в социальном плане рассеяны. Они не получают корреспонденцию, забывают платить за квартиру, не вспоминают про оплату электроэнергии и так далее. Проверить свою задолженность по базе ФССП для них вещь невероятная. Вот на эту категорию, возможно, предлагаемые меры и возымеют действие. На всех остальных - вряд ли. Потому как если у человека долг - значит, у него нет денег. Если у человека, у которого нет денег, отобрать права - денег у него не прибавится. Вспоминается классика: "Если птице отрезать руки, если ноги отрезать тоже, эта птица умрет от скуки, потому что сидеть не сможет!" (А.Иванов)

Последний год, к сожалению, богат подобным законотворческой кретинизмом, когда откровенно несвязанные между собой правовые категории отдельные авторы законодательных инициатив пытаются увязать в некую систему.
- Должен 10 тысяч рублей?
- Не имеешь права управлять транспортным средством!

Логика "зачем мне холодильник, если я не курю" ни в коем случае не должна являться стержнем законопроектов. В подобных случаях ни о каком соблюдении прав человека (а должник, к удивлению авторов этого "замечательного" законопроекта, остаётся человеком с присущими человеку правами и свободами!) не может идти и речи.

Представляется, что наиболее уязвимой категорией граждан будут те, кто зарабатывает на жизнь за рулём: таксисты, водители-дальнобойщики, курьеры-развозчики.

Куприянова Евгения (юрист, частная практика) Куприянова Евгения (юрист, частная практика)

С точки зрения автора данного законопроекта депутата А.Агеева, временное ограничение автомобилистов в правах окажется очень действенной мерой воздействия на недобросовестных граждан-должников, по аналогии с запретом на выезд за пределы РФ. По информации депутата, запрет на выезд должников за рубеж оказался очень эффективным способом воздействия, однако, поскольку не все должники отдыхают за границей, но имеют транспортные средства, временное изъятие водительских удостоверений станет очень хорошим толчком для возврата денежных средств.

Позиция автора законопроекта понятна, но с точки зрения эффективности и практической реализации вызывает ряд вопросов. Во-первых, если должник не в состоянии уплатить долг свыше 10 000 руб. и не имеет финансовой возможности выезда за рубеж, вряд ли ограничение его в правах на управление транспортным средством сможет ускорить возврат долга. У него просто может не быть денег. Во-вторых, с учетом огромного наплыва таких дел ФССП просто может физически не справляться с обработкой информации, что приведет к многочисленным сбоям в работе, массовому недовольству населения и возможным злоупотреблениям.

Вопрос о лишении свободы за долги свыше 10 000 руб. находится в уголовно-правовой плоскости, и не является предметом дискуссии в отношении обсуждаемого законопроекта. В данном случае речь идет о возможном ограничении прав на основании исполнительных листов, выданных в рамках гражданского и административного судопроизводства.

Понятие "долговая яма" в основном использовалось в дореволюционный период и предполагало применение к должнику мер не только юридической ответственности, но и мер общественного порицания. Безусловно, законодательство проходит процесс эволюции, и в наше время уже кажется несколько архаичным "покрывать несмываемым позором" недобросовестного должника. В современной российской действительности неуплата долга многими уже не воспринимается как страшный грех.

Читайте также