ОСАГО вырастет

19 июня 2018 г. 2 285 Дмитрий Стоян
ОСАГО вырастет
Банк России опубликовал проект указания по изменению тарифов ОСАГО‍

Банк России на первом этапе реализации реформы ОСАГО понизит верхнюю границу тарифного коридора для мотоциклов и мотороллеров на 10,9%, для легковых автомобилей юридических лиц - на 5,7%, следует из проекта указания ЦБ РФ о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии.
Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам") Коренев Алексей (аналитик, ГК "Финам")

Данный Проект указаний по изменению тарифов ОСАГО ‍предполагает одномоментное расширение тарифного коридора базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности на 20% вниз и вверх для всех категорий транспортных средств, что по замыслу Регулятора создаёт достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей. Исключение оставлено для мотоциклов и легковых автомобилей юрлиц: у них верхняя граница увеличится на 10,9 и 5,7% соответственно. Таким образом, базовая ставка страхового тарифа для мотоциклов будет от 694 до 1,4 тыс. руб., для транспортных средств физических лиц — от 2,7 тыс. до 4,9 тыс. руб., для такси — от 4,1 тыс. до 7,4 тыс. руб., для автомобилей юрлиц — от 2 тыс. до 2,9 тыс. руб. Расширение тарифного коридора происходит в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. После расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб. Расширение тарифного коридора происходит в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. В прошлом году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб., это данные ЦБ. На настоящий момент на рынке ОСАГО осталось всего 55 компаний, хотя 14 лет назад насчитывалось 240. При этом за прошедшие 7 лет размер средней премии в ОСАГО вырос на 131%, средней выплаты - на 228%. Суммарный сбор премии с 2010 по 2017 год вырос на 142,3%, суммарные выплаты увеличились на 216,1%. Помимо коридора документ предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ), который дает скидку за безаварийную езду и повышенный тариф ОСАГО в случае, если водитель попадал в аварии. Планируется перейти на годовой порядок его расчета, тогда как сейчас он рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО. В момент вступления изменений в силу (запланировано на 1 января 2019 года) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков будет числиться более одного значения КБМ, присвоят наименьшее из имеющихся в базе значений. ЦБ надеется, что эта мера приведет к большей простоте и прозрачности в применении коэффициента, а кроме того, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении — позволит исключить случаи задвоения КБМ. Этот коэффициент будет присваиваться каждому водителю на один год и не будет меняться в течение года, как сейчас. В рамках первого этапа либерализации тарифов ОСАГО планируется корректировать коэффициенты по стажу и возрасту. Для опытных водителей среднего и старшего возраста значения возрастного коэффициента будут снижены, а для молодых и неопытных повышены в пределах 4,5%. Сейчас коэффициент возраст/стаж варьируется от 1,0 до 1,8, в новом варианте диапазон будет от 0,96 до 1,87. ЦБ считает, что водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, причем накопленный стаж в этом случае «не играет значимой роли — возраст является превалирующим». Для водителей 25–35 лет коэффициент при стаже более одного года будет уже меньше действующего сейчас 1,7. В перспективе ЦБ надеется перейти к индивидуальным тарифам, повысить прозрачность «деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов»

Попков  Евгений (Начальник отдела маркетинговых исследований, СК "МАКС") Попков Евгений (Начальник отдела маркетинговых исследований, СК "МАКС")

В проекте указания Центробанка двум категориям транспортных средств действительно повезло больше остальных – для мототехники и легковушек, принадлежащих компаниям, предлагается не просто расширить коридор значений базового тарифа, но и снизить максимальное значение. С легковым автомобилями юрлиц ситуацию можно объяснить приемлемой убыточностью – в данном сегменте страховщики работают «в плюс». А вот с двухколесной техникой объяснить скидку к верхней границе тарифа с точки зрения убыточности не получается – мотоциклы и мопеды традиционно несут убытки по ОСАГО.
Что касается последствий для владельцев указанных категорий ТС, то здесь всё просто. После утверждения новых тарифов полисы обязательной автогражданки для них будут обходиться дешевле, чем сейчас.

Читайте также