Российский авторынок ожидает значительный спад

24 декабря 2014 г. 2 1381 Рудняев Сергей
Российский авторынок ожидает значительный спад
Эксперты предсказывают, что будущий год окажется для отечественного автомобильного рынка очень тяжелым и приведет к существенному снижению спроса на автомобили. Не исключено, что объем импортируемых в страну автомобилей сократится в два раза.

По предварительным оценкам на территории России в нынешнем году будет ввезено до 600 тысяч новых импортных автомобилей, что меньше показателей 2013-го года примерно на 25-28%. Что касается прогнозов на будущий год, то они при худшем развитии событий могут составить не более 300 тысяч машин. Причин этого несколько. Во-первых, изменение курса рубля привело к существенному подорожанию импортных автомобилей. Во-вторых, покупательская способность населения на фоне нынешних показателей не только не увеличится, но и несколько сократится. В-третьих, в нашей стране все больше машин собираются на отечественных предприятиях с различной степенью локализации производства.

На данный момент многие мировые бренды уже приступили к пересмотру действующих квот для России и перераспределяют продукцию на другие рынки. Часть производителей, вообще, временно отказалась от продаж машин на отечественном рынке до стабилизации ситуации. На этом фоне в более выгодной ситуации оказываются компании, имеющие в России собственные производственные мощности, что позволяет в меньшей степени зависеть от курса рубля, и не так сильно повышать конечную стоимость продукции.

Особенно серьезные опасения вызывает первая часть будущего года, так как россияне в преддверии роста цен в течение ноября и декабря активно скупали автомобили, что обязательно негативно отразится на продажах будущих периодов.
Франк Ирина (директор по продажам, Toyota Lexus Ясенево, ГК РОЛЬФ) Франк Ирина (директор по продажам, Toyota Lexus Ясенево, ГК РОЛЬФ)

Действительно, повышенный спрос на автомобили в конце текущего года, вызванный обесцениванием рубля, может обернуться снижением продаж в будущем году, поскольку сейчас мы удовлетворяем отложенный спрос: автомобиль купили многие из тех, кто собирался это сделать в будущем году.

Сейчас многие производители пересматривают поставок в Россию, что может привести к дефициту некоторых моделей.

Еще один тревожный фактор – резкое повышение процентных ставок по кредитам. За последние дни банки подняли ставки на 4 - 13 процентных пунктов. Если раньше получить кредит на автомобиль от коммерческого банка можно было по ставке 18% годовых, то теперь это 22% и более. Условия кредитования автомобилей с пробегом еще хуже, например, у одного из наших партнеров ставка – 38,5%. Все это будет толкать продаж вниз. Кредитование – драйвер развития автомобильного рынка. В Европе 70% автомобилей продается в кредит, а в США этот показатель достигает 90%. Программа государственного субсидирования кредитов, запущенная во время кризиса 2009 года, показала, насколько доступный автокредит может поддержать рынок. Сейчас ситуация с кредитами просто критическая: без государственной поддержки рынок автокредитования фактически прекратит свое существование.

Еремеева Татьяна (начальник департамента маркетинга, АРКАН) Еремеева Татьяна (начальник департамента маркетинга, АРКАН)

Предполагаю, что январь и февраль будут "мертвыми". Не секрет, что склады автодилеров, практически, опустели, в автосалонах сейчас остались не особенно ликвидные варианты. Несмотря на существенное повышение цен, найти автомобиль "в наличии" практически невозможно. Опасаясь дальнейших колебаний курса рубля, автопроизводители не спешат возобновлять поставки. Так, на некоторые премиум-бренды ближайшие поставки ожидаются в лучшем случае в феврале, но называются и более отдаленные сроки - июнь 2015 года. И придут машины уже по новым ценам.

Также не стоит забывать, что в ноябре и декабре мы наблюдали "опережающий спрос" на автомобили. То есть многие покупатели, из числа тех, кто планировал приобретения автомобиля в следующем году, решили не ждать весны и потратить свои рублевые накопления уже сейчас.

Читайте также